Пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП)

ПКПП – это одна из форм организации коррекционно-педагогической помощи детям.  Роль и значение пункта коррекционно-педагогической помощи возрастает из года в год, так как количество детей с нарушениями речи возрастает.
Учитель-дефектолог совместно с родителями помогают ребятам подготовится к школе, ведь формирование правильной, грамотной речи является важным звеном в подготовке детей к самостоятельной жизни и их социализации в обществе.
Деятельность ПКПП регламентирована Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. №131 » Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи» и рядом других нормативных документов.
Основной целью деятельности ПКПП является организация коррекционно-педагогической    помощи   детям, которые   испытывают  стойкие или временные трудности в усвоении учебных программ.

Зачисление в ПКПП на основании следующих документов:

  • заключение ЦКРОиР;
  • заявление законного представителя.
С  учетом  педагогической  (клинико-педагогической  и  психолого-педагогической) квалификации  речевых  расстройств  в  ПКПП могут быть  скомплектованы  следующие  группы  обучающихся  с нарушениями речи:
  • с фонетическими  нарушениями  речи  (дислалией,  дизартрией, ринолалией);
  • с фонетико-фонематическим  недоразвитием  речи  (дислалией, дизартрией, ринолалией);
  • с нерезко  выраженным  общим  недоразвитием  речи: неосложненным вариантом общего недоразвития речи и осложненным вариантом общего недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);
  • с нарушениями  темпо-ритмической  стороны  речи  (заиканием легкой степени, тахилалией).
Нерезко  выраженное  общее  недоразвитие  речи  и  фонетико-фонематическое  недоразвитие  речи диагностируются,  начиная  со старшего  дошкольного  возраста.  Их  наличие,  как  и  наличие обусловленных  ими  нарушений  чтения  и  письма  у  обучающихся, препятствует  успешному  освоению  образовательной  программы дошкольного  или  образовательных  программ  общего  среднего образования и является основным показанием для зачисления в ПКПП.
Учителем-дефектологом  проводятся  коррекционные  занятия индивидуально,  с  группой  или  подгруппой  обучающихся  с  ОПФР.
Обследование  и  распределение  по  группам,  подгруппам обучающихся  с  ОПФР,  зачисленных  на  занятия  в  ПКПП,  проводится учителем-дефектологом  ПКПП  в  период  с  1  по  15  сентября  текущего учебного года.
Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.
Продолжительность  занятий  в  ПКПП  определяется индивидуальными  и  возрастными  особенностями  обучающихся  с ОПФР.
Дети в ПКПП получают коррекционно-педагогическую помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедической группы.
Периодичность посещения занятий детьми в ПКПП определяется учителем-дефектологом с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка, характера имеющегося нарушения, в среднем 2-3 раза в неделю.
Во время каникул коррекционные занятия проводятся по желанию законных представителей.
Занятия  по  оказанию  коррекционно-педагогической  помощи проводятся  в  отдельном  кабинете,  в  котором  создается  адаптивное образовательное пространство с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка. 
Общий успех коррекционного обучения в условиях коррекционного пункта определяет совместная работа учителя-дефектолога и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому ее результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении недостатков речи.
Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля. Объем консультативной работы с родителями учителя-дефектолога в условиях ПКПП во много раз превышает объем аналогичной работы в условиях речевой группы, особенно это заметно в дошкольных учреждениях с большой численностью воспитанников.
Выполнение рекомендаций дефектолога дома
Рекомендации дефектолога или «домашнее задание» — это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.
Родители часто спрашивают, сколько нужно заниматься у логопеда? В одних случаях преодоление дефектов длится от 2 до 6 месяцев. В случае общего недоразвития речи  от 6 месяцев и более, с обязательной и неукоснительной помощью  со стороны родителей, выполняющих домашние задания логопеда вместе с ребенком.
Выполнение домашних заданий является огромной помощью логопеду. Дети, занимающиеся дома с родителями дополнительно по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только закрепляемые звуки, но и сложные речевые конструкции.
Родители, по рекомендациям логопеда, могут ежедневно дозированно давать знания ребенку. Получая новые знания, ребенок развивает свой словарь, обогащает его существительными, прилагательными, глаголами, наречиями, преодолевает нарушения грамматического строя речи, учится самостоятельно образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, изменять по родам и числам и др. Используя иллюстрированный материал, ребенок развивает и связную речь. Он научится составлять и распространять предложения, пересказывать рассказ по картинкам, придумывать продолжения начатых взрослым рассказов, самостоятельно составлять рассказы.
Каково значение домашнего задания?
Оно имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, отрабатывается весь пройденный материала на занятиях у логопеда.

При выполнении домашнего задания у многих возникают традиционные проблемы.

Дети — дошкольники:

  • не знают или забывают, что задано на дом;
  • не знают, как приступить к выполнению домашнего задания;
  • тратят много времени на его выполнение;
  • делают работу не полностью;
  • допускают много ошибок.

Родители дошкольников:

  • невнимательно читают домашнее задание;
  • не выполняют домашнюю работу вместе с ребенком;
  • забывают напомнить ребенку про домашнее задание;
  • не приходят за советом к логопеду для консультации по выполнению домашнего задания с ребенком в семье.

Рекомендации родителям для помощи при выполнении домашних заданий с детьми.

  1. Не превращайте выполнение ребёнком домашнего задания в орудие пыток.
  2. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
  3. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание.
  4. Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
  5. Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
  6. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы.
  7. Формируйте у ребёнка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать.
  8. Консультируйтесь с учителем-логопедом, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ НЕОБХОДИМО ПРОЙТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ КОМИССИЮ В ЦЕНТРЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ (ЦКРОиР)